Взгляды

«За всю свою жизнь я вынес, может быть, самый главный урок для себя: Бог очень близок к нам. Он так близок, что мы даже себе этого не представляем. Сила Божья совершается в человеческой немощи.»

Права человека

В контексте противостояния между либеральным гуманизмом и христ. системой духовно-нравственных ценностей затрагивается тема прав человека. Существует мнение, что права человека — это универсальная норма, независимая от того, какой религии, какого мировоззрения придерживается человек. Однако концепция прав человека «родилась и развилась в западных странах с их особой исторической и культурной судьбой. Следует признать,- говорит Святейший Патриарх Кирилл,- что в этих странах она имела свои успехи, но показала и свои недостатки. Нередко именно повышенным уровнем индивидуализма объясняется демографический спад, асоциальное и безнравственное поведение — то есть все то, что сегодня представляет общественную проблему на Западе» (Свобода и ответственность. 2008. С. 108). Свод основополагающих нравственных правил идентичен для основных мировых религий. «В рамках десяти заповедей все основные религии мира совпадают между собой в определении добра и зла. Религиозная традиция, таким образом, содержит в себе критерий различения добра и зла. С точки зрения этой традиции, не могут признаваться в качестве нормы насмешки над святыней, аборты, гомосексуализм, эвтаназия и другие виды поведения, активно защищаемые сегодня с позиций концепции прав человека» (Там же. С. 114).
Религиозные духовно-нравственные ценности должны учитываться, считает Патриарх Кирилл, при выработке законодательных норм. Разъясняя цель дискуссии о правах человека, инициированной РПЦ, Святейший Патриарх Кирилл подчеркивает: права человека необходимо должны осуществляться в системе нравственных координат. Отход от этой системы опасен для человеческой цивилизации. От нее зависит будущее человеческого рода (Свобода от греха // Российская газ. 2006. 21 апр.).

По словам Патриарх Кирилл, права человека, с одной стороны, служат благу: именно под воздействием концепции прав человека на общественное мнение стран бывш. социалистического лагеря РПЦ освободилась от оков безбожия. Кроме того, права человека провозглашают борьбу с различными злоупотреблениями против личности. Но, с др. стороны, концепцией прав человека прикрываются ложь, неправда, оскорбление религ. и национальных ценностей (Права человека и нравственная ответственность. 2006. С. 7).

Центральным понятием совр. концепции прав человека является понятие «человеческое достоинство». Само слово «достоинство» означает — то, что заслуживает уважения и чести, и то, что имеет большую ценность. Т. о., в этом слове соединяются 2 смысла: во-первых, что некий субъект обладает ценностью; во-вторых, достоинство означает соответствие жизни субъекта этой ценности (Там же. С. 9).

В христианстве ценность человека незыблема, ибо человек — это творение Божие; в человеческой природе присутствует печать Самого Бога — Его образ (см.: Быт 1. 26). Даже грехопадение человека не умалило этой ценности. Бог сделал и продолжает делать все для спасения человека (Там же. С. 10). После сотворения человек не просто обладал ценностью перед Богом, но и своей жизнью соответствовал этой ценности — т. е. он обладал достоинством; его задачей было возрастание в этом достоинстве. В процессе своей жизни человек должен был все больше и больше уподобляться Богу, следов., возрастать в своем достоинстве. После грехопадения выполнение этой задачи стало невозможным для человека без помощи Божией (Там же. С. 10–11). Человек, обладающий свободной волей, может выбирать между добром и злом. Различие между секулярным гуманизмом и религ. традицией, подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл, заключается в ответе на вопрос, что является критерием в определении добра и зла (Там же. С. 11).

Согласно теории т. н. нравственной автономии человека, человек сам определяет нравственные нормы поведения. Его автономия может быть ограничена только автономией др. человека. В этой идеологии отсутствует понятие греха, но есть плюрализм мнений, т. е. человек может выбирать любой вариант поведения, при условии что его поведение не должно ограничивать свободу др. человека. Как следствие такого антропоцентрического подхода сегодня во мн. странах выстраивается общественная система, к-рая потворствует греху и устраняется от задачи способствовать нравственному совершенствованию личности. «Общество, в том числе и наше,- говорит Патриарх Кирилл,- сталкивается с циничной подменой. Допустимость безнравственности оправдывается учением о достоинстве человека, которое… имеет религиозные корни» (Там же. С. 12). «Получается так,- отмечает Святейший Патриарх Кирилл,- что, ссылаясь на свои права и свободу, человек может не только беззастенчиво творить грех, но и публично пропагандировать его и склонять к нему других» (Рождественское послание 2008 г. // Собрание трудов. Сер. 2. 2013. С. 51).

Сам человек в состоянии греха, сохраняя представление о добре и зле, не всегда может ясно распознавать, что есть добро, а что есть зло: его разум, воля и чувства находятся в сфере действия греха и он может ошибаться в определении жизненных целей. Человек сохраняет эту способность распознавания с Божией помощью, через Его Откровение, содержащее свод нравственных правил.

У верующего человека вызывает сомнение тезис о том, что нравственный антропоцентризм является универсальным принципом, регулирующим общественную и личную деятельность,- для верующего важнейшим критерием, который помогает различать добро и зло, является совесть. «В народе недаром говорят: совесть — это голос Божий, ибо в голосе совести опознается человеком заложенный Богом в его природу нравственный закон. Но и этот голос может быть заглушен грехом. Поэтому человеку в своем нравственном выборе необходимо руководствоваться также внешними критериями, прежде всего — заповедями, данными Богом» (Права человека и нравственная ответственность. 2006. С. 13).

Проблематика прав человека, как и вопрос о взаимодействии между традиц. и либеральными стандартами, имеет прямое отношение к теме европ. интеграции. Говоря о моральных ценностях объединяющейся Европы, Святейший Патриарх Кирилл подчеркивает: «Совершенно очевидно, что эти ценности… стандартизированы на основе западного либерализма…» (Свобода и ответственность. 2008. С. 12).

Патриарх Кирилл настаивает на том, что европ. идентичность сформировалась прежде всего благодаря христианству, причем не только в его западном, но и в его восточном, правосл. варианте. «Европа лишается тех черт, которые ей придало христианство… Европа лишается своей души. Христианская душа Европы на протяжении столетий давала ей жизнь, делала ее удивительно притягательной для самых отдаленных стран и народов, придавала ее культуре универсальный характер. А утратив связь с христианством, Европа может в конечном итоге прийти к таким формам давления или даже насилия над личностью, которые всегда были для нее чуждыми. Россия, как мало какая другая страна, испытала на себе, насколько тяжелыми бывают для последствия отрыва от своих духовных корней — это грозит не только потерей цивилизацией своего облика, но и эскалацией насилия по отношению к личности, вопиющими нарушениями ее свободы и подавлением ее духовных запросов» (Вступительное слово на конференции «Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей», 3 мая 2006 г. // РПЦ: Офиц. сайт ОВЦС).

Ключевым для дальнейшего развития Святейший Патриарх Кирилл считает «возвращение к христианскому смыслу европейских ценностей, подвергшихся секуляризации». К числу таких ценностей относится концепция прав человека, к-рая должна рассматриваться не только из либеральной, но и из религ. перспективы и должна уравновешиваться представлением о нравственной ответственности человека за свои поступки. «Во многом от способности соединить права и свободы с нравственной ответственностью зависит благополучие, а может быть, и само существование человеческой цивилизации в глобализирующемся мире. Ибо заложенные в природу человека Самим Богом свобода и нравственность, принадлежа каждому вне зависимости от культуры и религии, способны мирно и жизнеспособно соединить существующие в мире цивилизационные модели» (Там же).

Вы можете скачать «Богословские взгляды» в удобном для Вас формате

Запись в Воскресную школу


Присоединяйтесь к Молодежному клубу


Обратная связь

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, их можно задать с помощью этой формы.


Сделать
пожертвование
В Соборном храме святого благоверного князя Игоря Черниговского выставлены для поклонения святыни и части мощей святых угодников Божиих