Взгляды

«За всю свою жизнь я вынес, может быть, самый главный урок для себя: Бог очень близок к нам. Он так близок, что мы даже себе этого не представляем. Сила Божья совершается в человеческой немощи.»

Принцип канонической территории

Подчеркивая фундаментальное значение принципа канонической территории, Святейший Патриарх Кирилл утверждает: «Принцип канонической территории восходит ко временам раннего христианства. Еще апостол Павел писал: „…я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании“ (Рим 15. 20). Это было не просто желание „не отбивать чужой хлеб“, тем более что сам апостол предпочитал жить трудом собственных рук. …намеренный отказ от проповеди Евангелия там, где она уже прозвучала,- это не просто требование христианской этики, но и необходимое условие действенного благовестия». В позднейшую эпоху этот принцип был закреплен канонически (ср.: «Да не будет двух епископов во граде» — I Всел. 8). Предание неразделенной Церкви сформулировало очень важный принцип: в одном городе — один епископ, т. е. в одном месте — одна Церковь (L'Évangile et la liberté. 2006. P. 66, 67).

В качестве примеров несоблюдения принципа канонической территории правосл. Церквами Патриарх Кирилл упоминает учреждение К-польским Патриархатом в 90-х гг. XX в. в Эстонии церковной юрисдикции, параллельной структурам Московского Патриархата, а также учреждение Румынской Церковью в Молдавии Бессарабской митрополии.

Уважение к принципу канонической территории, считает Святейший Патриарх Кирилл, должно быть положено в основу и межправосл., и православно-католич. отношений. «Не может быть в одном месте нескольких местных Церквей. Последнее — нонсенс с точки зрения традиции неразделенной Церкви. Конечно, норма жизни между единоверными Православными Церквами отличается от того, что мы имеем в контексте наших отношений с Римско-католической Церковью. Тем не менее нам было бы отрадно видеть соблюдение древних канонических норм в той мере, в которой это возможно между нами в настоящее время. Ведь именно хранение наследия апостольского Предания в наших Церквах и показывает степень стремления к единству и готовности к нему» (Ibid. P. 67).

Святейший Патриарх Кирилл считает, что раскол 1054 г., как и последующие разделения, не способен на онтологическом уровне упразднить принцип канонической территории, восходящий к раннехрист. времени.

В странах, где правосл. Церковь является Церковью большинства населения (в России, на Украине, в Молдавии, Греции, Румынии, на Кипре и т. д.), католич. Церкви при создании своих структур, полагает Патриарх Кирилл, необходимо консультироваться с правосл. Церковью этой территории, в миссионерской деятельности ограничиваться своей традиц. паствой, не занимаясь прозелитизмом. Для того чтобы миссионерская деятельность не превращалась в прозелитизм, в основу миссии должен быть положен «фундаментальный принцип древнехристианской экклезиологии — принцип Поместной Церкви, основанный на том, что Церковь данного места несет полную ответственность перед Богом за свой народ. Игнорировать Поместную Церковь — означает раскалывать целое на части, раздирать хитон Христов. Миссионерские усилия из-за рубежа должны осуществляться в каждом месте в качестве поддержки и помощи местной Церкви или местным Церквам. На этом же принципе должна основываться миссионерская стратегия в XXI веке» (Благовестие и культура. 1998. С. 32).

Запись в Воскресную школу


Присоединяйтесь к Молодежному клубу


Обратная связь

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, их можно задать с помощью этой формы.


Сделать
пожертвование
В Соборном храме святого благоверного князя Игоря Черниговского выставлены для поклонения святыни и части мощей святых угодников Божиих