Взгляды

«За всю свою жизнь я вынес, может быть, самый главный урок для себя: Бог очень близок к нам. Он так близок, что мы даже себе этого не представляем. Сила Божья совершается в человеческой немощи.»

Таинства Церкви

Пасхальная Божественная литургия в храме Христа Спасителя. Москва. 5 мая 2013 г.
Пасхальная Божественная литургия в храме Христа Спасителя.
Москва. 5 мая 2013 г.

Человек соединяется с Богом через таинства. Таинство Крещения является «пасхальным Таинством: события Пасхи Христовой, смерть и Воскресение Спасителя через таинство Крещения силой Святого Духа осуществляются в действительности по отношению к крещаемому. Своей смертью на Кресте Господь освободил человеческий род от безраздельной власти зла, „осудил грех во плоти“ (Рим 8. 3), через Воскресение — первым (Кол 1. 18) победил смерть и вошел в новый, искупленный мир. В крещении нечто подобное происходит и с крещаемым. Ап. Павел говорит об этом так: „…быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас… оживил вместе с Ним, простив нам все грехи (Кол 2. 12–13)“. В крещении верующий освобождается от тяготевшей над ним власти греха и входит в новую жизнь, где силы зла не могут господствовать, отторгая его от Бога. Новая жизнь открывает для человека возможность постоянно находиться в общении с Богом, получать от Него укрепляющую силу — дар Святого Духа». Это не значит, что крещение сообщает человеку совершенство: от воли крещаемого зависит принять или отвергнуть возможность, к-рая открывается в этом таинстве (Пасхальное послание 2003 г. (26.04.2003) // Собрание трудов. Сер. 2. 2013. С. 137).

В древней Церкви таинство Крещения, соединяющее новообращенных со Христом, совершалось на Пасху, дабы подчеркнуть, что смерть и Воскресение Искупителя дают всякому человеку возможность умереть для прежней жизни и воскреснуть для новой (Обращение к читателям газеты «Известия» в канун Светлого Христова Воскресения (2.04.2010) // Там же. С. 195).

Таинство Евхаристии «не просто одно из таинств, но таинство таинств, таинство Тела и Крови Христовой, таинство общения и единства, таинство участия в жизни Святой Троицы — таинство Церкви. Евхаристическое богослужение, Божественная литургия начинается торжественным возгласом „Благословено Царство…“, потому что вся литургия вводит нас в Божие Царство, реально приобщает к нему. Уготованное от создания мира (Мф 25, 34), провозглашенное Христом в Его проповеди (Мк 1. 14–15), это Царство даровано роду человеческому через страдание, смерть и воскресение Сына Божия» (Свидетельство и служение. 1980. С. 45).

Совершение Евхаристии не есть к.-л. символическое действие. Символы здесь ни при чем, говорит Святейший Патриарх Кирилл, Евхаристия — это подлинная реальность. Вкушая в этом таинстве хлеб и вино, мы силой Св. Духа вкушаем Тело и Кровь Спасителя, а через это становимся соучастниками всего того, что совершил Христос. «Не зрителями, не теми, кто только понаслышке знает о совершённом или кто лишь прочитал повествование о земной жизни Иисуса Христа, но теми, кто вместе с Ним участвует в великой тайне спасения» (Слово по окончании Божественной литургии в Великий Четверг (20.04.2006) // Собрание трудов. Сер. 2. 2013. С. 761–762).

В ранней Церкви христиане приобщались Св. Даров за каждой литургией, а если кто-то не причащался, то должен был публично дать объяснение епископу, почему он уклоняется от принятия Св. Христовых Таин. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «сегодня эта традиция по слабости нашей веры ушла, но она священна, и все мы должны стремиться к возможно более частому приобщению, предварительно исповедуя наши грехи и приуготовляя себя к Таинству Святой Евхаристии. Мы верим, что именно через это Таинство Господь будет восполнять наши немощи, слабости и исцелять наши недуги» (Слово в Великий Четверг (1.04.2010) // Там же. С. 802).

Патриарх Кирилл во время Божественной литургии на Бутовском полигоне. 19 мая 2012 г.
Патриарх Кирилл во время Божественной литургии на Бутовском полигоне.
19 мая 2012 г.

«Таинство Исповеди — это таинство воссоединения грешника со Святой Церковью. Смысл этого таинства воссоединения и возвращения в святое христианское общение выражается в молитве, которую священник читает за исповедью над кающимся». Исповедующий пастырь молится Господу о кающемся грешнике: «Примири и соедини его (или ее) со Святей Твоей Церковью во Христе Иисусе, Господе нашем». Вот почему невозможно, говорит Святейший Патриарх Кирилл, подходить к причащению без исповеди, когда чувствуешь и сознаешь лежащий на твоей душе грех. Согрешивший человек уже поставил себя вне общения с Церковью, значит, он недостоин приступить к совершаемому в ней таинству, поэтому Церковь предлагает перед причащением каждому, кто сознает свой грех против Бога или ближнего, с сердечным сокрушением покаяться на исповеди. Свидетелем этого раскаяния является священник, он молится о прощении грехов кающегося и от имени Церкви отпускает эти грехи, возвращая его в церковное общение (Слово за Божественной литургией в субботу первой седмицы Великого поста (23.03.2002) // Там же. С. 313).
Покаяние — это не одномоментное действие, связанное с исповедью, это образ и стиль жизни, отмечает Патриарх Кирилл. Он приводит слова прп. Нила Синайского: «непрестанно пребывай в покаянии, которое является основанием нашего спасения, так как мы не знаем ни дня, ни часа, в который придет Господь. Таким образом,- отмечает Святейший Патриарх Кирилл,- покаяние не есть некий однократный и завершенный религиозный акт. Нет, это процесс — с его течением и развитием. Это путь и поприще христианина» (Слово на вечерне с чином прощения (22.02.2004) // Там же. С. 355–356).

Патриарх Кирилл совершает Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря
Патриарх Кирилл совершает Божественную литургию в Спасо-Преображенском
соборе Валаамского монастыря

Важно, чтобы неизменно присутствовало в нас памятование о грехах, говорит Святейший Патриарх Кирилл, тогда мы сможем беспристрастно оценивать самих себя. Если в нашей жизни отсутствует покаяние, если мы регулярно не обращаемся к суду своей совести, то кажемся себе гораздо лучше, чем являемся на самом деле. Завышение самооценки — один из самых распространенных грехов. Наверное, нет человека, к-рый не страдал бы этим грехом. И есть только один путь преодоления его, к-рый указывает нам прп. Антоний Великий: «Возлюби смирение, и оно покроет все грехи твои… Не завидуй тому, кто идет вверх, но лучше считай всех людей высшими себя, чтобы с тобою был Сам Бог» (Антоний Великий, прп. Устав отшельнической жизни. Смирение. 183, 186).

Патриарх Кирилл на месте массовых расстрелов в урочище Сандармох в Медвежьегорском р-не Карелии. 4 июня 2010 г.
Патриарх Кирилл на месте массовых расстрелов в урочище Сандармох
в Медвежьегорском р-не Карелии. 4 июня 2010 г.

По словам Патриарха Кирилла, смирение является одной из основных христ. добродетелей, через смирение возможна самая объективная и трезвая оценка себя. Только такая самооценка приводит к истинному покаянию. «Если мы правильно оцениваем свои силы, способности, нравственные качества и добродетели и одновременно умеем увидеть свою неправду, свой грех и свое несовершенство, то тогда обретаем возможность правильно определить и свое место в жизни, и выстроить верные и бесконфликтные отношения с другими людьми, и иметь покой в сердце и мир в душе. В сущности, смирение есть не что иное, как справедливое отношение к самому себе. Но оно не может быть выработано простым напряжением воли или некими философскими размышлениями — оно формируется только через покаяние, которое и должно стать важной составляющей частью нашей жизни». Все это характеризует религ. образ жизни: молитва, самоанализ, критическое отношение к самому себе, покаяние и снова молитва Господу с просьбой простить грехи и помочь. Такой образ жизни формирует личность правосл. христианина (Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы Великого поста (23.02.2007) // Собрание трудов. Сер. 2. 2013. С. 482–483).

Запись в Воскресную школу


Присоединяйтесь к Молодежному клубу


Обратная связь

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, их можно задать с помощью этой формы.


Сделать
пожертвование
В Соборном храме святого благоверного князя Игоря Черниговского выставлены для поклонения святыни и части мощей святых угодников Божиих