Участие в церковно-общественных отношениях

В 2001 г. в речи при вручении ему ордена «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени, К. так сформулировал суть церковно-общественных отношений: «…главной проблемой нынешнего рубежа веков стала проблема человеческой личности. Переживаемый ею кризис во многом порождает кризисы, сотрясающие современную цивилизацию. Задача Церкви — помогать человеку, врачевать и возвышать его душу. Но в условиях секуляризованного, светского общества Церкви в одиночку с этим не справиться. И потому она совершает свое делание в соработничестве и диалоге с другими общественными силами — представителями культуры, искусства, науки, образования, здравоохранения» (ЖМП. 2001. № 6. С. 42).

Особого внимания требовали люди, пришедшие в Церковь в 90-х гг. ХХ в., многие из них оказались невостребованными в новых социально-экономических условиях, испытали разочарование в своих надеждах. Они привнесли в церковную жизнь и разочарование, и чувство партийности, и желание игнорировать «всякую власть», представлявшие большую опасность для церковного единства. Вспоминая дискуссии того времени по основополагающим вопросам церковного устроения, К. с горечью констатировал: «Если некто Х скажет что-то, то Y немедленно скажет, что Х неправославный, что это враг, что это католик, непременно и обязательно привяжут к политической ориентации — ты либерал-западник или патриот-почвенник и т. д." (Выступление на торжественном акте. 2001. С. 14). В янв. 1991 г., выступая на 1-м Всецерковном съезде православной молодежи, К. говорил о настрое значительной части церковных «неофитов» не «спасаться самим» в Церкви, а «спасать Церковь». Перед К., как председателем съезда, стояла сложная задача: откровенно предупредив активную часть молодежи и интеллигенции об ожидающих ее «разнообразных соблазнах и искушениях», не оттолкнуть их от Церкви и направить их энергию на решение актуальных задач: на возрождение прихода «в качестве подлинной христианской общины, в центре которой — Божественная Евхаристия», на дела милосердия, духовно-просветительскую работу. Итогом работы съезда стало создание Всеправославного молодежного движения, действовавшего до 2000 г., когда по решению Архиерейского Собора оно было преобразовано в Отдел по делам молодежи РПЦ.

Распад СССР помимо множества тяжелейших социально-экономических последствий спровоцировал ряд многолетних межнациональных конфликтов в Молдавии, Таджикистане, Грузии, Армении и Азербайджане. Возникла потенциальная опасность военных конфликтов между бывшими республиками СССР. 17 янв. 1992 г. К., выступая перед собранием офицеров армии и флота, предупреждал, что «политика радикального суверенитета в наших условиях не может быть осуществлена без огромного риска нанести нравственный ущерб обществу и спровоцировать тягчайшие социальные последствия» (ЖМП. 1992. № 4. С. 7).

Президент РФ В. В. Путин и председатель ОВЦС МП митр. Смоленский и Калининградский Кирилл после вручения митр. Кириллу ордена
Президент РФ В. В. Путин и председатель ОВЦС МП митр. Смоленский и Калининградский
Кирилл после вручения митр. Кириллу ордена «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени.
Москва. 11 апр. 2001 г.

2 марта 1994 г. по инициативе К. состоялась встреча патриарха Алексия II с министром обороны РФ, на к-рой было решено образовать координационный Комитет по взаимодействию между ВС РФ и РПЦ с целью «организовать взаимодействие в деле возрождения российской духовности и традиций верного служения Отечеству, всемерно развивать сотрудничество» в различных сферах. Командованию воинских частей и церковным структурам было предложено содействовать «пастырским посещениям» военнослужащих и членов их семей в гарнизонах. В течение года были разработаны базовые документы, заключены договоры о сотрудничестве с различными министерствами и ведомствами, имеющими вооруженные формирования. 23 мая 1995 г. в ОВЦС был создан специальный сектор для курирования этого нового направления деятельности РПЦ. 16 июля 1995 г. на заседании Свящ. Синода К. предложил в связи с резким увеличением работы по данному направлению «выделить эту область деятельности из внешних церковных сношений и образовать на общецерковном уровне специальную самостоятельную структуру» (ЖМП. 1995. № 6/8. С. 8). В том же году на базе сектора ОВЦС был создан синодальный Отдел по взаимодействию с ВС и правоохранительными органами.

В февр. 1995 г., в разгар 1-й антитеррористической операции в Чеченской республике, в ОВЦС был создан координационный комитет по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим от действий незаконных вооруженных формирований. Вместе с представителями международной христ. орг-ции «Церкви в совместном действии» и при активном участии духовенства и прихожан грозненского храма во имя арх. Михаила сотрудники ОВЦС открыли 2 постоянно действовавших представительства в районе гуманитарной катастрофы — в Хасавюрте (28 апр. 1995) и в Грозном (27 июня 1995), к-рые оказывали поддержку детским садам и интернатам в Грозном, помощь в восстановлении домов многодетных семей, разрушенных во время военных действий, организовывали бесплатные столовые. Деятельность миссии в Грозном была прервана 24 февр. 1996 г. после вооруженного нападения на ее сотрудников. Миссия в Хасавюрте существовала еще некоторое время.

В нач. 1996 г. боевики захватили в Чечне прот. Сергия Жигулина (зав. сектором ОВЦС по межрелиг. связям) и свящ. Анатолия Чистоусова (настоятель храма во имя арх. Михаила в Грозном). Борьба за их спасение стала важнейшим делом К.: помимо заявлений патриарха и Синода, визита в Северокавказский регион делегации во главе с патриархом Алексием II, в котором участвовал и К., велись напряженные офиц. и неофиц. переговоры с властями РФ, с международными организациями, с представителями зарубежных стран. Прот. Сергий был освобожден, свящ. Анатолий погиб в плену.

Во время 2-й чеченской операции в 1999 г. сепаратисты вновь захватили в заложники священнослужителей РПЦ (в Ингушетии были похищены протоиереи Петр Макаров и Петр Сухоносов). После доклада К. об этом событии на заседании Свящ. Синода 31 марта 1999 г. Синод принял жесткое заявление, подготовленное митрополитом, в котором говорилось: «Ни от кого более нельзя скрывать, что подобные злодейства совершаются на Северном Кавказе постоянно. Преступники буквально каждую неделю похищают по нескольку мирных жителей, а нападения на православных пастырей стали обычным делом. Все это позволяет говорить о целенаправленном, методичном выдавливании верующих нашей Церкви из региона, которое больше не может быть терпимо. Весьма печально сознавать, что преступления происходят на фоне беспомощности федеральных и местных органов власти, почти полного молчания международного сообщества». Русская Церковь потребовала «принять самые решительные меры для того, чтобы преступники были наказаны по всей строгости закона, а православные священнослужители и другие заложники освобождены без всяких условий». Заявление содержало и обращение к мусульманским лидерам России: «Последние события поставили под самую серьезную угрозу не только межнациональные, но и межрелигиозные отношения». Синод призвал ислам. религ. деятелей «решительно воспрепятствовать преступным деяниям» (ЖМП. 1999. № 5. С. 16). И снова патриарх Алексий II и К. отправляли письма гос. деятелям, духовным лидерам ислама, вели переговоры с властями РФ и Ингушетии и добились освобождения священников.

Собеседование с делегацией Римско-католической Церкви в рамках Всемирного саммита религиозных лидеров. 2 июля 2006 г. Москва
Собеседование с делегацией Римско-католической Церкви в рамках Всемирного саммита
религиозных лидеров. 2 июля 2006 г. Москва

7 марта 2000 г. Свящ. Синод принял заявление уже в связи с «завершающей стадией» антитеррористической операции в Чечне. Необходимо уважать традиционный для этого региона образ жизни, предписанный исламом; при этом «на земле Чечни должны быть восстановлены права верующих других религий, в том числе православных христиан,- мы знаем, что эти права были растоптаны боевиками, которые притесняли верующих, похищали и истязали пастырей». В заявлении также говорится о необходимости гуманного отношения к пленным боевикам.

Наступило время восстанавливать исторически сложившийся в России межконфессиональный мир, и эта задача также была поручена ОВЦС и К. 23 дек. 1998 г. в ОВЦС по инициативе К. состоялась встреча глав и представителей традиц. российских религ. объединений — РПЦ, общин последователей ислама, иудаизма и буддизма, на к-рой было принято решение о создании Межрелигиозного совета России с постоянно действующим секретариатом. Т. о., был образован коллегиальный орган для обсуждения и поиска путей решения наиболее сложных и болезненных проблем в национальной и конфессиональной сферах жизни совр. России. Удалось добиться сплочения лидеров всех традиц. конфессий в отношении к террористическим актам и экстремистским учениям, все чаще использующим религиозную риторику и ищущим оправдание бесчеловечным преступлениям в священных текстах: «Мы отдаем себе отчет в том, что в исторических религиозных традициях подчас присутствует оправдание использования силы для насаждения и утверждения веры. Однако сегодня, в условиях, когда мирное человеческое общежитие особенно хрупко, мы призываем верующих обновить миротворческий потенциал религиозных идеалов и ценностей. Пусть мудрая умеренность, миросозидающая терпимость и братская любовь помогут отойти от опасной черты. Заявляем, что терроризм и неправедное насилие, чем бы они ни прикрывались, подлежат безусловному и последовательному искоренению» (Заявление участников Межрелигиозного миротворческого форума в Москве // ЖМП. 2000. № 12. С. 26). Межрелигиозный совет России позволил консолидировать позиции руководства основных конфессий страны по наиболее актуальным вопросам современной жизни: межнациональным конфликтам, защите традиционных ценностей, прав молодежи, деятельности тоталитарных сект, необходимости ограничения игорного бизнеса и т. д. В сент. 2004 г. Межрелигиозный совет России выступил с инициативой учреждения нового общенационального государственного праздника — Дня национального единства, который с 2005 г. отмечается 4 нояб. в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери.

Митр. Кирилл с участниками Всемирного саммита религиозных лидеров. Москва. 1 июля 2006 г.
Митр. Кирилл с участниками Всемирного саммита религиозных лидеров. Москва.
1 июля 2006 г.

В 2003 г. в Астане был проведен Съезд мировых и традиционно-национальных религий, в 2000 и 2004 гг. прошли 1-й и 2-й Межрелигиозные миротворческие форумы, на 2-м форуме при поддержке президентов России, Азербайджана, Грузии и Армении состоялось учреждение Межрелигиозного совета СНГ. Важнейшим событием стал Всемирный саммит религиозных лидеров, состоявшийся в 2006 г. в Москве. Штаб по подготовке саммита возглавлял К.

Вы можете скачать «Биографию» в удобном для Вас формате

Запись в Воскресную школу


Присоединяйтесь к Молодежному клубу


Обратная связь

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, их можно задать с помощью этой формы.


Сделать
пожертвование
В Соборном храме святого благоверного князя Игоря Черниговского выставлены для поклонения святыни и части мощей святых угодников Божиих