Участие в межправославных отношениях в 1990—2000 гг.

На межправосл. отношения в посл. десятилетие XX в. существенное влияние оказали, с одной стороны, распад СССР и социалистического восточноевропейского блока, с другой — усиление политического фактора в отношениях между Церквами, связанное с желанием глав ряда Церквей, прежде всего избранного в 1991 г. К-польского Патриарха Варфоломея, усилить свою роль в правосл. мире, воспользовавшись в т. ч. ростом националистических настроений у части церковных элит. В условиях, когда влияние России в международных делах существенно ослабло, было важно сохранить международный авторитет РПЦ. Роль К. как руководителя дипломатического направления в деятельности самой многочисленной правосл. Церкви стала определяющей в деле укрепления общеправосл. единства и братских связей между Поместными Православными Церквами.

На 3-м Всеправославном предсоборном совещании 28 окт.- 6 нояб. 1986 г. была утверждена повестка очередного предсоборного совещания, включающая следующие вопросы: 1) о правосл. диаспоре; 2) о церковной автокефалии и порядке ее провозглашения; 3) о церковной автономии и порядке ее провозглашения; 4) о церковных диптихах. Созыв 4-го Всеправославного предсоборного совещания был намечен на ближайшее время, после ознакомления всех Церквей с докладами, подготовленными по упомянутым темам. Однако 4-е предсоборное совещание было созвано только 23 года спустя. Приостановка процесса подготовки Всеправославного Собора была связана с тем, что в 90-х гг. XX в. существенно омрачились двусторонние отношения между Константинопольской и Русской Церквами, прежде всего из-за «эстонского вопроса». Намерение К-поля сделать ЭАПЦ полноправным участником общеправославных совещаний привело к остановке предсоборного процесса. Попытка продолжить обсуждение наиболее актуальных вопросов на заседании Межправославной комиссии в марте 1999 г. оказалась безуспешной — в связи с приближающимся празднованием 2000-летия Рождества Христова было решено отложить обсуждение наиболее острых вопросов. К., возглавлявший работу делегаций РПЦ, твердо отстаивал позиции Русской Церкви по мн. пунктам, в частности в вопросах о диаспоре и о порядке предоставления автокефалии.

Несмотря на трудность противостоять вызовам, ставящим под угрозу межправосл. единство, К. делал все от него зависящее для укрепления отношений между Церквами: «Насколько ни было бы опасным современное развитие событий, в том числе и в межправославных отношениях, нужно молиться и трудиться для сохранения канонического и евхаристического общения между Поместными Православными Церквами, несущими миру свидетельство о Древней неразделенной Церкви» (Православное единство и православное свидетельство в современном мире // ЦиВр. 2008. № 3(44). С. 120). Более того, именно сложившиеся условия, чреватые наибольшей опасностью для единства Церквей, требуют, по мнению К., «систематических и серьезных инициатив по консолидации православного мира на всех направлениях… Хотел бы подчеркнуть,- сказал К.,- значение духовной составляющей для консолидации православного мира. Поместные Церкви соединены друг с другом теснейшими узами мистического единства. Они составляют Единую Церковь Христову, в которой и через которую преодолеваются человеческие разделения. И пока сохраняется это единство, сохраняется надежда на единство православного мира» (Россия и православный мир // ЦиВр. 2004. № 1(26). С. 16).

К. отдавал много сил развитию двусторонних контактов Русской Церкви с каждой из Поместных Православных Церквей.

В марте 1991 г. К. сопровождал патриарха Алексия II в. паломничестве по Св. земле, присутствовал на встречах с Иерусалимским патриархом Диодором I, главами др. религ. общин Иерусалима и Палестины. Во время этой поездки были достигнуты соглашения, позволившие в ближайшие годы серьезно укрепить присутствие РПЦ на Св. земле.

Осенью 1991 г. состоялся визит патриарха Алексия II в. Александрийскую и Антиохийскую Православные Церкви. На встречах с Александрийским патриархом Парфением и Антиохийским патриархом Игнатием IV патриарх Алексий и К. выработали совместную позицию по противодействию прозелитизму как форме взаимоотношений правосл. Церквей (что было важно для РПЦ после демонстративного выхода греко-католиков из четырехсторонней комиссии по ситуации на Зап. Украине), по поддержанию религ. мира на Ближ. Востоке. Делегация РПЦ также провела переговоры с главами крупнейших религиозных общин и с президентами Египта, Сирии и Ливана. Диалог с Александрийским и Антиохийским Патриархатами в эти годы развивался плодотворно как в выработке единой позиции в общеправосл. вопросах, так и в сотрудничестве по окормлению рус. паствы, проживающей на канонической территории этих Церквей (в 1990–2008 было открыто неск. приходов РПЦ в Африке и на Ближ. Востоке).

7 окт. 1991 г., после посещения Александрийского и Антиохийского Патриархатов, делегация РПЦ прибыла в Стамбул, где патриарх Алексий II отслужил панихиду у гроба недавно скончавшегося К-польского патриарха Димитрия I и провел переговоры с исполняющим обязанности председателя Свящ. Синода К-польского Патриархата Халкидонским митр. Варфоломеем (впосл. Патриарх К-польский).

Противодействие прозелитизму было в центре внимания на переговорах делегации РПЦ с Иерусалимским патриархом в 1992 г., твердая позиция РПЦ вновь получила одобрение.

Патриарх Алексий I и митр. Кирилл во время визита в Иерусалимский Патриархат. Март 1991 г.
Патриарх Алексий I и митр. Кирилл во время визита в Иерусалимский Патриархат.
Март 1991 г.

В окт. 2000 г. при поддержке ОВЦС, РАН и Посольства Палестины в РФ состоялась Международная конференция «Святая Земля и российско-палестинские отношения: Вчера, сегодня, завтра», на которой и в выступлении патриарха Алексия, и в основном докладе К. была четко сформулирована позиция РПЦ по вопросам российско-палестинских связей и ближневост. урегулирования. Весной 2002 г. в связи с эскалацией напряженности на Св. земле эта позиция прозвучала в заявлении Свящ. Синода РПЦ: «Христианские, мусульманские и иудейские святыни должны сохраняться здесь при уважении законных прав каждого жителя этой земли и каждого паломника, желающего посетить места богопочитания… Мы возмущены оскорбительными действиями по отношению к святыням, использованием для силовой борьбы зданий и территорий, принадлежащих религиозным организациям. Сегодня создалось крайне острое противостояние вокруг великой святыни — храма Рождества Христова в Вифлееме. Наша Церковь призывает отказаться от любых силовых действий на месте Рождества Христова и вывести оттуда вооруженных людей… Палестинская сторона должна безоговорочно прекратить террористические акты против мирных людей, а Израиль — вывести войска из арабских городов, вернуть палестинскому лидеру свободу общения с миром и со своими соотечественниками» (ЖМП. № 5. С. 4–5).

5 мая 2005 г. Свящ. Синод Иерусалимской Церкви отрешил от кафедры патриарха Иринея. Патриарх не признал этого решения, и Синод Иерусалимского Патриархата обратился за содействием к главам Поместных Православных Церквей. 24 мая был созван Собор глав и представителей автокефальных Православных Церквей; РПЦ представляла делегация во главе с К. Собор постановил признать решение Свящ. Синода Иерусалимского Патриархата. На заседании Свящ. Синода РПЦ 16 июля 2005 г. позиция делегации РПЦ была одобрена. К. возглавил делегацию РПЦ, прибывшую на интронизацию Иерусалимского патриарха Феофила III в. нояб. 2005 г.

Весной 1992 г. патриарх Алексий вместе с К. посетил Кипрскую Православную Церковь. Во время встреч с главой Кипрской Церкви архиеп. Хризостомом I и Президентом Кипра Г. Василиу обсуждался комплекс вопросов, связанных с мирным урегулированием проблемы, возникшей после оккупации тур. войсками сев. территорий Кипра. В ходе визита обсуждались также общеправосл. проблемы и особо — римско-католическая экспансия на каноническую территорию РПЦ и прозелитическая деятельность протестантов. По итогам переговоров было издано совместное коммюнике, в к-ром Кипрская Церковь полностью поддержала РПЦ.

Состоявшийся в июне 1992 г. визит делегации РПЦ во главе с патриархом Алексием II в. Элладскую Церковь еще раз доказал способность правосл. общин к единению. По итогам переговоров с участием К. было заявлено, что дальнейший диалог с католич. Церковью невозможен, пока «Рим ясно не откажется от унии как способа и модели единства», не прекратит поддерживать агрессию униатов на Зап. Украине. В 2001 г. основным предметом переговоров с главой Элладской Церкви архиеп. Христодулом во время его визита в Москву стало сотрудничество 2 Церквей в «области контактов с европейскими общественными организациями, в частности с Советом Европы, Европейским общеэкономическим союзом, европейскими структурами ООН». Актуальность этой темы существенно возросла в связи с принятием объединенной Европой корпуса новых законодательных актов. К. особо отметил во время переговоров, что Русская и Элладская Церкви должны внимательно следить, «чтобы создающиеся нормы не противоречили православной традиции, чтобы православные не оказались вне закона, то есть не были поставлены в позицию выбора между церковным и светским законами» (ЖМП. 2001. № 6. С. 36). Эта позиция была также подтверждена во время совместных переговоров в 2006 г.

Богослужение в Киккском мон-ре, Кипр. Авг. 1992 г.
Богослужение в Киккском мон-ре, Кипр. Авг. 1992 г.

Ясным свидетельством правосл. единства стало преодоление совместными усилиями раскола в Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Возникший в нач. 90-х гг. XX в., он развивался при поддержке гос. власти. Во время визита в Москву в мае—июне 1996 г. Болгарского патриарха Максима руководство РПЦ выразило ему свою полную поддержку. На переговорах в Москве и в Киеве, который также посетил патриарх Максим, обсуждались действия по преодолению раскола. 30 сент.- 1 окт. 1998 г. в Софии под председательством К-польского Патриарха Варфоломея состоялось Межправославное совещание, созванное по просьбе патриарха Максима. На заседаниях помимо патриархов присутствовали митрополиты, епископы и клирики БПЦ, предстоятели и представители др. Поместных Православных Церквей. Представители раскольников явились на заседание, чтобы просить о прощении. Они признали патриарха Максима единственным законным главой БПЦ и отказались от полученных ими во время раскола архиерейских назначений. Особые братские отношения в непростые годы, осложненные политическим и даже военным противостоянием, удалось сохранить с Грузинской Православной Церковью. Русская Церковь неизменно подтверждала и свою позицию по вопросу о канонической территории Грузинской Церкви в отношении Абхазии и Юж. Осетии, и свою готовность «способствовать установлению диалога между заинтересованными сторонами, дабы нормализовать церковное положение в регионе в строгом соответствии со священными канонами Церкви» (ЖМП. 2003. № 8. С. 12–13). В 2003 и в 2008 гг., во время наиболее сложных межгос. отношений, состоялись визиты Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии в Москву и визиты делегаций РПЦ в Грузию.

СНа встрече предстоятелей и иерархов Поместных Церквей. София. 30 сент. - 1 окт. 1998 г.
На встрече предстоятелей и иерархов Поместных Церквей. София. 30 сент. - 1 окт. 1998 г.
Митр. Кирилл с архиеп. Христодулом и членами делегации Элладской Праввославной Церкви на Красной пл. в Москве. 7 мая 2001 г.
Митр. Кирилл с архиеп. Христодулом и членами делегации Элладской Православной
Церкви на Красной пл. в Москве. 7 мая 2001 г.

С самых первых дней югославского кризиса РПЦ поддерживала сербский народ и Сербскую Православную Церковь (СПЦ). Сепаратистские войны, шедшие на территории Югославии при поддержке США и НАТО, приносили, как сказано в заявлении патриарха Алексия и Свящ. Синода РПЦ от 12 мая 1993 г., «тяжкие страдания» Церкви и серб. народу. РПЦ призвала лидеров мирового сообщества «избегать предвзятого отношения к какой-либо из сторон конфликта» (ЖМП. 1993. № 8. С. 3). В 1994 и 1999 гг., в самые трагические для серб. народа дни, делегация РПЦ во главе с патриархом Алексием II посетила Сербскую землю. К. готовил визиты и сопровождал патриарха в этих поездках, целью которых была поддержка сербского народа и Сербской Церкви. К. прилагал много сил для консолидации позиций религиозных лидеров в России и за рубежом в отношении войны в Югославии. Заявления с протестами против бомбардировок серб. городов и сел были приняты Межрелигиозным советом России, Христианским межконфессиональным консультативным комитетом стран СНГ и Балтии. 5 мая 1999 г. в ОВЦС по инициативе К. состоялась встреча с представителями Офиса по экуменическим связям и служению за рубежом Евангелической Церкви в Германии. Одним из итогов московской встречи стало образование неформальной Международной христианской миротворческой группы по Югославии; 18 мая 1999 г. в Вене на 1-м заседании были согласованы основные позиции по мирному разрешению кризиса в Югославии. 27 мая 1999 г. К. и 3 члена неформальной Международной христ. миротворческой группы посетили Белград, где встретились со С. Милошевичем, с патриархом Сербским Павлом и членами Синода СПЦ, а также со специальным представителем Президента РФ по урегулированию ситуации вокруг Югославии В. С. Черномырдиным. В храмах Москвы и в др. епархиях РПЦ шел сбор средств в помощь беженцам из Косова. В июле 1999 г., после доклада К. о ситуации в Косове, было издано воззвание Свящ. Синода РПЦ.

В нояб. 1999 г. по инициативе К. в Норвегии состоялась Межхристианская конференция «Европа после Косовского кризиса: Дальнейшие действия Церквей». В своем докладе на этой конференции К. сформулировал ответ на самый острый вызов нового глобального мироустройства, при котором гос. границы и суверенитет уже не останавливают правительства наиболее экономически и технологически сильных стран от вмешательства в судьбы иных народов: «Нельзя игнорировать волю народов, даже если эта воля непонятна сильным мира сего. Сотрудничество, если мы действительно к нему стремимся, должно предполагать не подавление, унификацию или навязанные извне „перемены“, но готовность признать за каждым участником диалога право на самобытность и право адекватно влиять на выработку общей точки зрения». Еще один урок, к-рый косовские события дали христ. сообществу,- урок солидарности и настойчивости. «Церкви могут и не быть услышаны. У нас есть печальный опыт: во время обострения вооруженного конфликта сильные мира сего практически проигнорировали голос христиан, осудивших войну и призывавших к миру. Однако Церквам необходимо продолжать диалог с политиками и руководством средств массовой информации, нелицеприятно представляя им позицию, твердо основанную на нормах христианской нравственности… При этом Церквам надлежит не просто реагировать на уже происшедший конфликт, но учиться пророчески предвидеть конец пагубного пути» (Доклад на межхрист. конф. 2000. С. 82–83).

Во время официального визита патриарха Алексия II в Югославию. 14-19 авг. 1994 г.
Во время официального визита патриарха Алексия II в Югославию. 14-19 авг. 1994 г.

В дек. 1999 г. при участии ОВЦС и под эгидой международной христ. орг-ции «Церкви в совместном действии» начался первый этап разработанной РПЦ при участии СПЦ и международных христ. орг-ций программы помощи вынужденным переселенцам в Сербии: переселенцы, находившиеся в организованных СПЦ лагерях около Белграда, начали получать продукты питания. Совместно с правительством Швейцарии и МЧС России ОВЦС подготовил программу по оказанию гуманитарной помощи населению Югославии «Лазарь», но она на последнем этапе не нашла поддержки у югославского правительства. 7 марта 2000 г. Свящ. Синод поручил ОВЦС координацию со стороны РПЦ всех межцерковных программ помощи вынужденным переселенцам в Сербии.

В нояб. 2000 г. К. во время визита в Югославию встречался с патриархом Павлом и членами Синода СПЦ, был принят Президентом Югославии В. Коштуницей. Главной темой переговоров были вопросы развития диалога и сотрудничества между Россией и Югославией при активном участии двух Поместных Православных Церквей. В эти же дни К. писал: «С сожалением приходится констатировать, что усилия по поддержанию мира, предпринимаемые под контролем ООН и НАТО, не всегда адекватно отвечают интересам сербского населения… На примере Косово мир становится свидетелем ужасающей гуманитарной катастрофы, вопиющих актов антихристианского и антикультурного вандализма… Сербское население, а также иные этнические меньшинства в Косово фактически переходят на осадное положение, заключаются в некие гетто, защитить которые могут только международные силы». К. назвал «грубым и лицемерным давлением» принятый европейским сообществом подход, когда «возможность восстановления разрушенной экономики, да и жилья ставится в жесткую зависимость не только от этнического состава населения отдельных районов Югославии, но и от политического выбора их жителей» (Там же. С. 80–82). В заявлении Свящ. Синода «в связи со второй годовщиной бомбардировок Югославии и новыми трагическими событиями на Балканах», принятом 3 апр. 2001 г., говорилось: «Все это происходит при попустительстве стран, взявших на себя ответственность за водворение мира в Косове. На деле они создали положение, когда люди продолжают страдать, закон грубо попран, а сербская и албанская общины, разделенные войсками и беспредельной враждой, вряд ли смогут далее жить вместе. Это не мир. Это превращение конфликта в постоянную ненависть». Заявление прозвучало в разгар новой фазы югославского кризиса, охватившего территорию Македонии, и РПЦ призвала мировое сообщество «не допустить в Македонии ошибок Косова. Террору и радикализму должен быть положен решительный предел» (ЖМП. 2001. № 5. С. 11–12).

Патриарх Алексий II и митр. Кирилл на встрече с Президентом Югославии В. Коштуницей. Москва. 27 сент. 2000 г.
Патриарх Алексий II и митр. Кирилл на встрече с Президентом Югославии В. Коштуницей.
Москва. 27 сент. 2000 г.

В марте 2004 г. в ходе антисерб. этнических чисток в Косове погибли десятки людей, тысячи — депортированы, были сожжены и разрушены мн. правосл. храмы. В заявлении Свящ. Синода РПЦ, принятом по докладу К., говорилось, что «необходимо срочно остановить исход сербского населения из края, прекратить варварское уничтожение находящихся здесь святынь и памятников архитектуры». РПЦ «готова участвовать в организации и осуществлении международной помощи косовским беженцам и всем, кто страдает от кровавого конфликта» (ЖМП. 2004. № 4. С. 15). В этот период особую важность приобрел вопрос о статусе территории Косова и Метохии — он обсуждался в нояб. 2005 г. на встрече патриарха Алексия и К. с Президентом Сербии Б. Тадичем и 27 февр.- 3 марта 2006 г. на встрече с делегацией Сербской Церкви. На Архиерейском Соборе 2013 г. К., охарактеризовав положение православных сербов в Косове и Метохии как «трагичное», заверил Сербскую Церковь в братской поддержке со стороны РПЦ в «ее нелегкой миссии в этом крае».

Патриарх Алексий II и митр. Кирилл во время визита в США. Сент. 1993 г.
Патриарх Алексий II и митр. Кирилл во время визита в США. Сент. 1993 г.
Патриарх Алексий II и патриарх Сербский Павел совершают Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. 22 янв. 2002 г.
Патриарх Алексий II и патриарх Сербский Павел совершают Божественную литургию
в Успенском соборе Московского Кремля. 22 янв. 2002 г.

Православная Церковь в Америке (ПЦА), к-рой в 1970 г. Русская Церковь даровала автокефалию и к-рая с тех пор по инициативе К-польского Патриархата оказалась в искусственной изоляции, все эти годы получала поддержку Русской Церкви. «Мы, как Церковь-Мать по отношению к Американской Церкви,- писал, формулируя позицию РПЦ, К. в 2003 г.,- понимаем и принимаем ответственность за ее грядущую судьбу» (Православный фактор. 2003. С. 8–9). В апр. 1990 г. Москву посетил предстоятель ПЦА митр. Американский и Канадский Феодосий (Лазор), с которым К. обсудил расширение взаимодействия 2 Церквей в катехизической, миссионерской и образовательной деятельности. В 1993 г. состоялся визит патриарха Алексия II в. США в связи с празднованием 200-летия Православия в Америке. К. неоднократно посещал ПЦА и принимал делегации в Москве; в 1999 г. было открыто подворье ПЦА в Москве. В июле 2002 г. К. присутствовал на XIII Всеамериканском Соборе ПЦА в Орландо (шт. Флорида). Отметив важность данного Собора «в перспективе формирования единой Поместной Православной Церкви в Америке», К. призвал сохранять как историческое сокровище многонациональный и поликультурный характер Православия в Америке: «От того, по какому пути пойдет формирование взаимоотношений между носителями различных национально-религиозных традиций внутри Американской Автокефальной Церкви, будет зависеть и то, как Церкви-Матери станут рассматривать вопросы самостоятельности своих епархий на территории США. И потому любая культурно-историческая традиция: греческая, арабская, румынская, русская, болгарская или иная — должна быть бережно сохранена и приумножена в лоне Американской Православной Церкви» (ЖМП. 2002. № 9. С. 83). Утверждение самостоятельности Православной Церкви в Америке всегда оставалось неизменной позицией руководства РПЦ.

Митр. Смоленский и Калининградский Кирилл, еп. Зарайский Меркурий и иером. Стефан (Бушман), настоятель храма вмч. Георгия в Бейсайде (Нью-Йорк), во время посещения Патриарших приходов в США. 12 нояб. 2000 г.
Митр. Смоленский и Калининградский Кирилл, еп. Зарайский Меркурий
и иером. Стефан (Бушман), настоятель храма вмч. Георгия в Бейсайде (Нью-Йорк),
во время посещения Патриарших приходов в США. 12 нояб. 2000 г.
Вы можете скачать «Биографию» в удобном для Вас формате

Запись в Воскресную школу


Присоединяйтесь к Молодежному клубу


Обратная связь

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, их можно задать с помощью этой формы.


Сделать
пожертвование